home
 

Заметки ученицы певческой школы в Свято-Троицком монастыре

Джорданвилль - святое место для многих русских эмигрантов. Пейзаж здешних мест настолько похож: на русский, что порой забываешь, что ты находишься не в России. Не случайно селились тут уставшие от заграничных скитаний композиторы и дирижеры. Путь к музыке может быть разным. Кто-то идет в оперный театр или филармонию. Но культура русской музыки уходит в церковную традицию. В глубь веков зовут нас напевы, которые слышали поколения русских людей в православной церкви. Чтобы поддерживать эту традицию, монастырь в Джорданвилле устраивает ежегодные регентские курсы. Своими заметками делится сегодня участница курсов из Северной Каролины.

Из Шарлотта я прилетела в Олбани, столицу штата Нью-Йорк. Думаю, встретит меня кто-нибудь в аэропорту или нет. Ведь сама я до монастыря не доберусь... Ко мне подошла светловолосая женщина и на чистом английском спросила: "Are you Nadia?" И как только догадалась! Она представилась Татьяной, оказалась американкой, прихожанкой православной церкви и секретарем Певческой Школы, в которую я, собственно, и ехала учиться. Эта школа действует при православном монастыре, и, честно говоря, я ожидала, что в аэропорту меня встретит неопределённого возраста монах с бородой, который и по-английски-то не говорит совсем. А тут вдруг Татьяна. Она не знала, как я выгляжу, но как-то случилось, что мы встретились. Позже я поняла, что в Джорданвилле многое происходит каким-то чудодейственным образом, вне всякой обыденной логики.

Свято-Троицкий монастырь находится в небольшом местечке Джорданвилль в штате Нью Йорк. Это мужской монастырь, находящийся под управлением Священного Синода Русской Православной церкви Заграницей. Корни монастыря идут из Поча-евской Лавры, которая находится в Южной Украине. Оттуда монахи бежали перед революцией 17 года. Частью монастыря является Свято-Троицкая Семинария. Монастырь на протяжении долгих лет является огромной поддержкой для русской эмиграции и зарубежной православной церкви.

Певческая Школа при Свято-Троицком монастыре в Джорданвилле существует уже шестнадцать лет. Студенты приезжают сюда учиться церковному пению из разных уголков Америки, а порой и из других стран -Канады, Германии. Занятия проводятся на английском языке, при необходимости с переводом на русский. Люди, говорящие на разных языках, штудируют основы кли-росной практики православной церкви. Одни в конце трёхлетнего обучения получают диплом регента, другие приезжают просто чтобы побыть в атмосфере школы и самого монастыря, неординарным образом провести свои отпуска, а также приобрести навыки в церковно-славянском языке и хоровом пении. В общем, как в поговорке сказано: "Век живи, век учись."
Татьяна привезла меня в гостиницу, где меня радушно встретила матушка Наталья, супруга главного организатора и настоятеля школы священника отца Андрея. Матушка Наталья - добрейший человек. В её многочисленные обязанности входило готовить еду для студентов и педагогов. Готовила же матушка по-домашнему, с любовью, и при таком трёхразовом питании голодать никому не пришлось. Трапезы были одним из любимых событий дня, когда все собирались вместе как одна семья.
Вскоре я познакомилась со студентами и профессорами. Нас сразу предупредили, что учёба будет нелёгкая. Всего за две недели нам предстояло выучить азы церковнославянского, истории православной музыки, церковного устава.

Познакомилась я и с самым главным человеком, основателем и директором школы, отцом Андреем Попковым. Отец Андрей встречал нас всех доброй улыбкой и низким бархатным голосом. Отец Андрей в своё время закончил Свято-Троицкую Семинарию в Джорданвилле, и сейчас служит в Покровском кафедральном соборе в Чикаго. О студентах заботится по-отечески, и похвалит, и пожурит, но всегда готов помочь всем и словом и делом. В певческой школе Отец Андрей преподаёт один из самых важных для будущих регентов предметов - клиросную практику. Регентом в православной церкви называют дирижера церковного хора. Хор поет на клиросе - специально отведенном для хористов месте в храме. Отец Андрей поёт густым басом, показывая студентам, как исполнять тропари и стихиры. А после занятий щедро делится воспоминаниями о своей семинарской жизни. Вспоминает, как один из обучавших его профессоров разговаривал со студентом, регулярно пропускающим лекции: "Вы, молодой человек, что, сознательно не появляетесь на моём уроке?". "Да", - пытается выкрутиться студент. - "Один раз не пришёл сознательно, а потом стало как-то получаться бессознательно...". "А теперь, наверное, подсознательно," -завершает профессор.

Прогулка по монастырю

В первый же день я с группой студентов отправилась обозревать окрестности монастыря. Экскурсия началась с монастырского кладбища. Особым событием для нас было посещение места захоронения брата Иосифа Муньеза. Родом из Латинской Америки, он был замечательным иконописцем. Как-то, путешествуя по Афону в Греции, брат Иосиф случайно попал в греческий скит Рождества Христова, расположившийся на склоне Святой Горы. Там получил он в дар Иверскую икону Божьей Матери с особым благословением старца Клементия, сказавшего: "Пресвятая Дева поедет с вами." 24 ноября 1982 года в монреальской квартире брата Иосифа икона стала источать миро, и это мироточение продолжалось без малого пятнадцать лет. За это время Иосиф с иконой посетил множество стран, где от чудотворного образа люди получали исцеление души и тела. Однако трагическое происшествие оборвало жизнь самого Иосифа. 31 октября
1997 года он был жестоко убит в греческом городе Афины. Тело его было привезено в Джорданвилль и похоронено в Свято-Троицком монастыре по завещанию самого Иосифа. Через две недели после кончины на теле его не было обнаружено ни следа тления. Американские студенты рассказали, что только с приходом в православие

поняли, как это может быть увлекательно - гулять по кладбищу. Также в новинку им был факт обретения мощей того или иного святого. И вправду, что может подумать рядовой американец, взирая на радость православных, нашедших чьи-то кости. Идя по дороге с кладбища, мы увидели широкое поле, а вдали холм с большим крестом на вершине, как путь в небо. Позже я забралась на ту гору. Потрясающе! Казалось, что этот огромный крест стоит прямо в той точке земного шара, где время останавливается навсегда и где без всяких сомнений можно услышать вечность. Купола храма вспыхнули ярко-оранжевым светом от заходящего солнца, а вскоре рассыпались над полями звёзды и повисли так низко, что стали похожи на огромные спелые вишни, сверкающие в необычном свете. Какое же всё-таки там большое небо над полями!

Начались классы. Матушка Елена несла нелёгкую миссию приходить по утрам и вдохновлять нас, ещё клюющих спросонья носами, на изучение истории русской музыки. Однако спать на её лекциях не приходилось. Матушка Елена увлекала нас рассказами о старинных русских распевах и невмах - первых на Руси знаках, которыми записывались уникальные мелодии православных песнопений. Церковное пение матушка сравнивала с окном, которое соединяет с миром, но не вносит своей собственной окраски и интерпретации. Если же певцы трактуют песнопения на свой лад, то получается, как будто люди смотрят через закрашенное окно и прельщаются этим цветом, не видя истинную картину.

Православная музыка отличается от музыки во многих других церквях, представляя собой исключительно ака-пельное пение. Существуют разные версии того, почему инструментальная музыка в православных храмах запрещена. Этот вопрос волновал меня с давних пор. Говорят, что в контраст с языческими церемониями православные христиане славят Бога не бездушными инструментами, а человеческим голосом. Надо принять во внимание и тесную связь Русской церкви с Византийской, которая и передала традицию. Однако одна из основных причин - православное богослужение состоит преимущественно из слова. Только слово способно точно выражать конкретные идеи. Инструментальная музыка по своей природе не способна к этому. Она может выражать и вызывать только эмоции. Пение же у православных - это одна из форм самого богослужения, поэтому музыка неразрывно связана со словом, даёт слову различные оттенки и выразительность, направляя душу к молитве.

Пожалуй, самый главный предмет в школе регентов - хоровое пение и хороведение. Пели мы и дирижировали, не покладая рук и голосов, под руководством нашего дорогого и всеми любимого педагога Николая Алексеевича Мышкина. Он прилетел в Джорданвилль из самой Москвы. Церковно-славянский язык песнопений не всем даётся легко, но особенно труден он американцам. Ведь для них и русский-то не родной. Николай Алексеевич старается помочь изо всех сил, а заодно учит произносить правильно и собственную фамилию: "Да не Ми-И-шкин я, а Мы-Ы-шкин."Он не только учит руководству хором, но развивает музыкальный вкус студентов. С сожалением говорит, что постепенно церковная музыка засоряется произведениями высокого уровня с музыкальной точки зрения, но далекими от истинного православного смысла. Такая музыка отходит от основных традиций древнерусских распевов. О других традициях, на этот раз итальянской оперной школы, заботится другой наш педагог - Анатолий Иванович Панчёшный. Он обучает нас вокальному искусству и объясняет, что пение в церкви - это дело ответственное перед Богом, поэтому "абы как" (попробуй переведи такое выражение американцам!) тут звук издавать нельзя, а только с полным знанием дела, сознательно.

Будни и праздники в монастыре

Дни в школе несутся с молниеносной быстротой. Сплю часа по четыре. Вставать нужно рано, чтобы успеть на утреннюю службу до занятий, которые начинаются в восемь утра. Иду пешком из гостиницы в церковь. Это лучшие минуты жизни - какая красота вокруг! Утренний туман покрывает поля, первые солнечные лучи застревают в белой дымке, образуя этакое полупрозрачное строение вроде стеклянного шатра, застывшего над полями. Потом туман исчезает и открывается чистая, слепяще-изумрудная зелень. Погода напоминает питерскую - часто идёт дождь, и тогда церковь кажется особенно таинственной с тонкими моргающими свечами и образами в полумраке. Смотрю я на маленький огонёк одной из свечек, и кажется будто в эту минуту всё божественное собралось в этом маленьком пламени, такое оно трогательное и ранимое. Совсем другое ощущение от праздничной службы на день Св. Апостолов Петра и Павла. Не только служащие, но и прихожане (ведь вокруг монастыря постепенно образовался погост) выглядят по-особенному торжественно. Некоторые приходят в русских национальных костюмах. Среди ярких огней, красок и звуков песнопений раздаётся неповторимый голос достопочтеннейшего митрополита Лавра - главы Русской Православной церкви за границей. И конечно - незабываемый колокольный звон, такой мощный и мелодичный, что перехватывает дыхание, и кажется, весь мир замирает в момент этих звуков. Но торжественность праздника не обошлась без доли юмора. Посреди службы в церковь стройными рядами зашли мальчики и девочки разных возрастов в одинаковых формах защитного цвета и надписями на рубашках "Русский разведчик." На вопрос одной из прихожанок "А что же вы разведываете?" дети смущённо замялись, мол, не знаем точно. Но в церкви это было и не важно. Главное был праздник и все всем были рады. Один из священнослужителей вышел вперёд и громким басом сказал: "Разрешите мне от имени всех русских разведчиков... и разведчиц поздравить нашего достопочтенного владыку Лавра с праздником Святых Апостолов Петра и Павла." Так что чтят разведчики православную церковь и воспитываются в её традиции. В англоязычном мире они известны под названием скауты.

Лев Иванович

Ещё один важный человек в монастыре - Лев Иванович или, как его ласково называют монахи, Лёвушка. Десяти лет от роду перенёс он болезнь менингит, и с тех пор остался человеком не от мира сего, чудаковатым и немного впавшим в детство. Лёвушка - один из старожилов монастыря, он знаком с митрополитом Лавром ещё по Ладомирскому монастырю на Карпатах, братство которого в 1946 году приехало в Джор-данвилль, переселившись в Америку. Встречал Лёвушка и святителя Иоанна Шанхайского. Ходит Лёвушка по монастырю в своём клетчатом пиджаке, иногда добавляя к нему женскую шляпу, в церковь часто приходит с цветами, всё время с одними и теми же, веселит народ разными шутками. Перед входом в церковь, бывает, он бросает комментарии по поводу длины юбки или цвета платочка, порою вводя непосвящённых в смущение. Но всё это с добротой и заботой. Несмотря на юродство своё, Лёвушка свято верит: главное в нашей жизни - это помнить о Господе. Прощаясь со мной, сказал: "Буду за тебя молиться, а ты помолись о моей маме, её тоже Надеждой звали..." Слёзы навернулись на мои глаза.

Учёба стала подходить к концу, приближались экзамены. В один из оставшихся дней отец Андрей показал нам монастырский музей. Музей этот небольшой, но там можно найти уникальные экспонаты, например, рушник, который сердобольные крестьяне подарили в знак верности Святой мученице Княгине Елизавете перед тем, как она была жестоко убита - заживо брошена в шахту. Тут же личные вещи и предметы одежды членов царской семьи, портрет митрополита Филарета, известного любителям поэзии по переписке с Пушкиным. Именно митрополит Филарет ответил на Пушкинские строки: "Дар напрасный, дар случайный, Жизнь, зачем ты мне дана?.." словами: "Не напрасно, не случайно - Жизнь от Бога нам дана..."

Уезжать из Джорданвилля было нелегко. С каждым днём всё больше входишь в ритм особого монастырского мира, где жизнь течёт так тихо, что слышен шелест кукурузных полей, а единственное громкое существо - монастырский петух, который по молодости кричит не по часам, а по вдохновению. Это особое место, куда всегда хочется вернуться. И вспоминаются слова из песни Андрея Макаревича: "И меня больше нет в месте, где свет..."





contact