Заметки
ученицы певческой школы в Свято-Троицком монастыре
Джорданвилль
- святое место для многих русских эмигрантов. Пейзаж здешних
мест настолько похож: на русский, что порой забываешь, что
ты находишься не в России. Не случайно селились тут уставшие
от заграничных скитаний композиторы и дирижеры. Путь к музыке
может быть разным. Кто-то идет в оперный театр или филармонию.
Но культура русской музыки уходит в церковную традицию.
В глубь веков зовут нас напевы, которые слышали поколения
русских людей в православной церкви. Чтобы поддерживать
эту традицию, монастырь в Джорданвилле устраивает ежегодные
регентские курсы. Своими заметками делится сегодня участница
курсов из Северной Каролины.
|
Из
Шарлотта я прилетела в Олбани, столицу штата Нью-Йорк.
Думаю, встретит меня кто-нибудь в аэропорту или нет.
Ведь сама я до монастыря не доберусь... Ко мне подошла
светловолосая женщина и на чистом английском спросила:
"Are you Nadia?" И как только догадалась!
Она представилась Татьяной, оказалась американкой, прихожанкой
православной церкви и секретарем Певческой Школы, в
которую я, собственно, и ехала учиться. Эта школа действует
при православном монастыре, и, честно говоря, я ожидала,
что в аэропорту меня встретит неопределённого возраста
монах с бородой, который и по-английски-то не говорит
совсем. А тут вдруг Татьяна. Она не знала, как я выгляжу,
но как-то случилось, что мы встретились. Позже я поняла,
что в Джорданвилле многое происходит каким-то чудодейственным
образом, вне всякой обыденной логики. |
Свято-Троицкий
монастырь находится в небольшом местечке Джорданвилль в
штате Нью Йорк. Это мужской монастырь, находящийся под управлением
Священного Синода Русской Православной церкви Заграницей.
Корни монастыря идут из Поча-евской Лавры, которая находится
в Южной Украине. Оттуда монахи бежали перед революцией 17
года. Частью монастыря является Свято-Троицкая Семинария.
Монастырь на протяжении долгих лет является огромной поддержкой
для русской эмиграции и зарубежной православной церкви.
Певческая
Школа при Свято-Троицком монастыре в Джорданвилле существует
уже шестнадцать лет. Студенты приезжают сюда учиться церковному
пению из разных уголков Америки, а порой и из других стран
-Канады, Германии. Занятия проводятся на английском языке,
при необходимости с переводом на русский. Люди, говорящие
на разных языках, штудируют основы кли-росной практики православной
церкви. Одни в конце трёхлетнего обучения получают диплом
регента, другие приезжают просто чтобы побыть в атмосфере
школы и самого монастыря, неординарным образом провести
свои отпуска, а также приобрести навыки в церковно-славянском
языке и хоровом пении. В общем, как в поговорке сказано:
"Век живи, век учись."
Татьяна привезла меня в гостиницу, где меня радушно встретила
матушка Наталья, супруга главного организатора и настоятеля
школы священника отца Андрея. Матушка Наталья - добрейший
человек. В её многочисленные обязанности входило готовить
еду для студентов и педагогов. Готовила же матушка по-домашнему,
с любовью, и при таком трёхразовом питании голодать никому
не пришлось. Трапезы были одним из любимых событий дня,
когда все собирались вместе как одна семья.
Вскоре я познакомилась со студентами и профессорами. Нас
сразу предупредили, что учёба будет нелёгкая. Всего за две
недели нам предстояло выучить азы церковнославянского, истории
православной музыки, церковного устава.
Познакомилась
я и с самым главным человеком, основателем и директором
школы, отцом Андреем Попковым. Отец Андрей встречал нас
всех доброй улыбкой и низким бархатным голосом. Отец Андрей
в своё время закончил Свято-Троицкую Семинарию в Джорданвилле,
и сейчас служит в Покровском кафедральном соборе в Чикаго.
О студентах заботится по-отечески, и похвалит, и пожурит,
но всегда готов помочь всем и словом и делом. В певческой
школе Отец Андрей преподаёт один из самых важных для будущих
регентов предметов - клиросную практику. Регентом в православной
церкви называют дирижера церковного хора. Хор поет на клиросе
- специально отведенном для хористов месте в храме. Отец
Андрей поёт густым басом, показывая студентам, как исполнять
тропари и стихиры. А после занятий щедро делится воспоминаниями
о своей семинарской жизни. Вспоминает, как один из обучавших
его профессоров разговаривал со студентом, регулярно пропускающим
лекции: "Вы, молодой человек, что, сознательно не появляетесь
на моём уроке?". "Да", - пытается выкрутиться
студент. - "Один раз не пришёл сознательно, а потом
стало как-то получаться бессознательно...". "А
теперь, наверное, подсознательно," -завершает профессор.
Прогулка
по монастырю
В первый
же день я с группой студентов отправилась обозревать окрестности
монастыря. Экскурсия началась с монастырского кладбища.
Особым событием для нас было посещение места захоронения
брата Иосифа Муньеза. Родом из Латинской Америки, он был
замечательным иконописцем. Как-то, путешествуя по Афону
в Греции, брат Иосиф случайно попал в греческий скит Рождества
Христова, расположившийся на склоне Святой Горы. Там получил
он в дар Иверскую икону Божьей Матери с особым благословением
старца Клементия, сказавшего: "Пресвятая Дева поедет
с вами." 24 ноября 1982 года в монреальской квартире
брата Иосифа икона стала источать миро, и это мироточение
продолжалось без малого пятнадцать лет. За это время Иосиф
с иконой посетил множество стран, где от чудотворного образа
люди получали исцеление души и тела. Однако трагическое
происшествие оборвало жизнь самого Иосифа. 31 октября
1997 года он был жестоко убит в греческом городе Афины.
Тело его было привезено в Джорданвилль и похоронено в Свято-Троицком
монастыре по завещанию самого Иосифа. Через две недели после
кончины на теле его не было обнаружено ни следа тления.
Американские студенты рассказали, что только с приходом
в православие
поняли, как это может быть увлекательно - гулять по кладбищу.
Также в новинку им был факт обретения мощей того или иного
святого. И вправду, что может подумать рядовой американец,
взирая на радость православных, нашедших чьи-то кости. Идя
по дороге с кладбища, мы увидели широкое поле, а вдали холм
с большим крестом на вершине, как путь в небо. Позже я забралась
на ту гору. Потрясающе! Казалось, что этот огромный крест
стоит прямо в той точке земного шара, где время останавливается
навсегда и где без всяких сомнений можно услышать вечность.
Купола храма вспыхнули ярко-оранжевым светом от заходящего
солнца, а вскоре рассыпались над полями звёзды и повисли
так низко, что стали похожи на огромные спелые вишни, сверкающие
в необычном свете. Какое же всё-таки там большое небо над
полями!
Начались
классы. Матушка Елена несла нелёгкую миссию приходить по
утрам и вдохновлять нас, ещё клюющих спросонья носами, на
изучение истории русской музыки. Однако спать на её лекциях
не приходилось. Матушка Елена увлекала нас рассказами о
старинных русских распевах и невмах - первых на Руси знаках,
которыми записывались уникальные мелодии православных песнопений.
Церковное пение матушка сравнивала с окном, которое соединяет
с миром, но не вносит своей собственной окраски и интерпретации.
Если же певцы трактуют песнопения на свой лад, то получается,
как будто люди смотрят через закрашенное окно и прельщаются
этим цветом, не видя истинную картину.
Православная
музыка отличается от музыки во многих других церквях, представляя
собой исключительно ака-пельное пение. Существуют разные
версии того, почему инструментальная музыка в православных
храмах запрещена. Этот вопрос волновал меня с давних пор.
Говорят, что в контраст с языческими церемониями православные
христиане славят Бога не бездушными инструментами, а человеческим
голосом. Надо принять во внимание и тесную связь Русской
церкви с Византийской, которая и передала традицию. Однако
одна из основных причин - православное богослужение состоит
преимущественно из слова. Только слово способно точно выражать
конкретные идеи. Инструментальная музыка по своей природе
не способна к этому. Она может выражать и вызывать только
эмоции. Пение же у православных - это одна из форм самого
богослужения, поэтому музыка неразрывно связана со словом,
даёт слову различные оттенки и выразительность, направляя
душу к молитве.
Пожалуй,
самый главный предмет в школе регентов - хоровое пение и
хороведение. Пели мы и дирижировали, не покладая рук и голосов,
под руководством нашего дорогого и всеми любимого педагога
Николая Алексеевича Мышкина. Он прилетел в Джорданвилль
из самой Москвы. Церковно-славянский язык песнопений не
всем даётся легко, но особенно труден он американцам. Ведь
для них и русский-то не родной. Николай Алексеевич старается
помочь изо всех сил, а заодно учит произносить правильно
и собственную фамилию: "Да не Ми-И-шкин я, а Мы-Ы-шкин."Он
не только учит руководству хором, но развивает музыкальный
вкус студентов. С сожалением говорит, что постепенно церковная
музыка засоряется произведениями высокого уровня с музыкальной
точки зрения, но далекими от истинного православного смысла.
Такая музыка отходит от основных традиций древнерусских
распевов. О других традициях, на этот раз итальянской оперной
школы, заботится другой наш педагог - Анатолий Иванович
Панчёшный. Он обучает нас вокальному искусству и объясняет,
что пение в церкви - это дело ответственное перед Богом,
поэтому "абы как" (попробуй переведи такое выражение
американцам!) тут звук издавать нельзя, а только с полным
знанием дела, сознательно.
Будни
и праздники в монастыре
Дни
в школе несутся с молниеносной быстротой. Сплю часа по четыре.
Вставать нужно рано, чтобы успеть на утреннюю службу до
занятий, которые начинаются в восемь утра. Иду пешком из
гостиницы в церковь. Это лучшие минуты жизни - какая красота
вокруг! Утренний туман покрывает поля, первые солнечные
лучи застревают в белой дымке, образуя этакое полупрозрачное
строение вроде стеклянного шатра, застывшего над полями.
Потом туман исчезает и открывается чистая, слепяще-изумрудная
зелень. Погода напоминает питерскую - часто идёт дождь,
и тогда церковь кажется особенно таинственной с тонкими
моргающими свечами и образами в полумраке. Смотрю я на маленький
огонёк одной из свечек, и кажется будто в эту минуту всё
божественное собралось в этом маленьком пламени, такое оно
трогательное и ранимое. Совсем другое ощущение от праздничной
службы на день Св. Апостолов Петра и Павла. Не только служащие,
но и прихожане (ведь вокруг монастыря постепенно образовался
погост) выглядят по-особенному торжественно. Некоторые приходят
в русских национальных костюмах. Среди ярких огней, красок
и звуков песнопений раздаётся неповторимый голос достопочтеннейшего
митрополита Лавра - главы Русской Православной церкви за
границей. И конечно - незабываемый колокольный звон, такой
мощный и мелодичный, что перехватывает дыхание, и кажется,
весь мир замирает в момент этих звуков. Но торжественность
праздника не обошлась без доли юмора. Посреди службы в церковь
стройными рядами зашли мальчики и девочки разных возрастов
в одинаковых формах защитного цвета и надписями на рубашках
"Русский разведчик." На вопрос одной из прихожанок
"А что же вы разведываете?" дети смущённо замялись,
мол, не знаем точно. Но в церкви это было и не важно. Главное
был праздник и все всем были рады. Один из священнослужителей
вышел вперёд и громким басом сказал: "Разрешите мне
от имени всех русских разведчиков... и разведчиц поздравить
нашего достопочтенного владыку Лавра с праздником Святых
Апостолов Петра и Павла." Так что чтят разведчики православную
церковь и воспитываются в её традиции. В англоязычном мире
они известны под названием скауты.
Лев
Иванович
Ещё
один важный человек в монастыре - Лев Иванович или, как
его ласково называют монахи, Лёвушка. Десяти лет от роду
перенёс он болезнь менингит, и с тех пор остался человеком
не от мира сего, чудаковатым и немного впавшим в детство.
Лёвушка - один из старожилов монастыря, он знаком с митрополитом
Лавром ещё по Ладомирскому монастырю на Карпатах, братство
которого в 1946 году приехало в Джор-данвилль, переселившись
в Америку. Встречал Лёвушка и святителя Иоанна Шанхайского.
Ходит Лёвушка по монастырю в своём клетчатом пиджаке, иногда
добавляя к нему женскую шляпу, в церковь часто приходит
с цветами, всё время с одними и теми же, веселит народ разными
шутками. Перед входом в церковь, бывает, он бросает комментарии
по поводу длины юбки или цвета платочка, порою вводя непосвящённых
в смущение. Но всё это с добротой и заботой. Несмотря на
юродство своё, Лёвушка свято верит: главное в нашей жизни
- это помнить о Господе. Прощаясь со мной, сказал: "Буду
за тебя молиться, а ты помолись о моей маме, её тоже Надеждой
звали..." Слёзы навернулись на мои глаза.
Учёба
стала подходить к концу, приближались экзамены. В один из
оставшихся дней отец Андрей показал нам монастырский музей.
Музей этот небольшой, но там можно найти уникальные экспонаты,
например, рушник, который сердобольные крестьяне подарили
в знак верности Святой мученице Княгине Елизавете перед
тем, как она была жестоко убита - заживо брошена в шахту.
Тут же личные вещи и предметы одежды членов царской семьи,
портрет митрополита Филарета, известного любителям поэзии
по переписке с Пушкиным. Именно митрополит Филарет ответил
на Пушкинские строки: "Дар напрасный, дар случайный,
Жизнь, зачем ты мне дана?.." словами: "Не напрасно,
не случайно - Жизнь от Бога нам дана..."
Уезжать
из Джорданвилля было нелегко. С каждым днём всё больше входишь
в ритм особого монастырского мира, где жизнь течёт так тихо,
что слышен шелест кукурузных полей, а единственное громкое
существо - монастырский петух, который по молодости кричит
не по часам, а по вдохновению. Это особое место, куда всегда
хочется вернуться. И вспоминаются слова из песни Андрея
Макаревича: "И меня больше нет в месте, где свет..."
|